Украина: на пути к новому качеству дорожной инфраструктуры
Будет построено, реконструировано и отремонтировано 1400 км дорог. Для проведения дорожных работ и строительства мостов в 2013 г. выделяется 4,4 млрд грн.
Состояние дорог — один из самых обсуждаемых вопросов в обществе, один из самых для него важных. И не только потому, что дороги — это "товар", который так или иначе "потребляют" все без исключения. Но и потому, что от состояния дорожной инфраструктуры зависят и безопасность каждого из нас, и развитие страны.
Сеть автомобильных дорог хорошего качества может увеличить ВВП нашей страны на 5%. Для Украины это актуально вдвойне: наше географическое положение делает развитие логистического потенциала одной из первоочередных задач государства.
Я объективно оцениваю положение: ситуация в дорожном хозяйстве Украины сложная. Но в то же время убежден: сегодня мы можем и должны изменить ситуацию коренным образом. Для этого разработана Концепция развития дорожной отрасли Украины. В ней изложены причины сложившейся ситуации и предложены варианты дальнейших шагов. Теперь дело за реализацией.
Точка отсчета.
Почему сегодня
у нас плохие дороги?
Немного фактов. Протяженность дорожной сети в Украине — 429 тыс. км. Из них "Укравтодор" обслуживает 40% дорог (169 тыс. км). За остальные — а это 259 тыс. км коммунальных дорог (все дороги в населенных пунктах) — несет ответственность местная власть: городские, районные и сельские советы.
Когда говорят о плохом состоянии дорог в Украине, упускают из вида чрезвычайно важный фактор — комплекс проблем дорожного хозяйства складывался годами и десятилетиями. И решить их можно лишь с помощью системного подхода.
Судите сами. 80% украинских дорог построено в 60–70-х годах прошлого столетия. При этом количество автомобилей с 60-х выросло практически в десять раз. Всего 37% дорог — с асфальтобетонным и цементно-бетонным покрытием. Только 1,6% украинских дорог — первой категории (с двумя и более полосами в каждом направлении, имеющими большую пропускную способность и скорость движения). За последнее десятилетие сеть дорог увеличилась всего на 1% (1,6 тыс. км).
И главное. По состоянию на начало года 97% дорог, согласно действующим межремонтным периодам, требуют капитального ремонта.
88% дорог спроектировано под нагрузку на ось автомобиля максимум в 6 тонн. В то время как современный грузовой автотранспорт имеет нагрузку 11,5 тонны на ось. При этом, по оценке экспертов, 30–40% большегрузных автомобилей выезжают на дороги со сверхнормативной загрузкой.
В результате приходится констатировать большую "усталость" украинских дорог. На многих из них сверхпроектная нагрузка привела к разрушению не только покрытия, но и фундамента.
Не менее серьезная ситуация и с мостами. Почти четверть из 16 тыс. мостов построены в довоенный период (3,5 тыс.). Еще почти 60% — в 50–70-х годах прошлого столетия (9,2 тыс.).
В настоящее время 12% мостов (1,87 тыс.) требует срочного ремонта. Кроме того, в десятках мест необходимо построить новые мосты или создать новые развязки на существующих.
Так выглядит состояние дорожной инфраструктуры сегодня. Очевидно, что такое положение дел приводит к снижению конкурентоспособности страны, препятствует раскрытию логистического потенциала Украины в полной мере. Именно с этой точки мы начинаем свою работу.
Что должно быть сделано? Концепция развития дорожной отрасли
24 апреля 2013 г. на заседании Кабинета министров была представлена Концепция развития дорожной отрасли. Она была разработана на основании анализа реального положения дел и с учетом лучших мировых практик. В ее разработке принимали участие отечественные и зарубежные эксперты. В концепции были определены базовые векторы развития дорожного хозяйства. Среди них — внедрение современных технологий строительства дорог, создание эффективной системы управления отраслью и привлечение инвестиций на основе государственно-частного партнерства. Остановлюсь на этих направлениях подробнее.
Внедрение современных технологий строительства
Сегодня мы ведем работу по принятию новых стандартов в отношении строительства, ремонта и содержания дорог. Необходимо развивать отечественную науку по разработке специальных присадок для асфальтобетонных смесей. Нужно контролировать использование уже внедренных современных стандартов, в том числе кубовидного щебня.
Разметка должна указывать габариты движения, а не стираться в первые полгода. Должны создаваться системы поглощения шума движения на автомагистралях.
Все это повысит и качество дорожного полотна, и безопасность движения.
Создание эффективной системы управления отраслью и персонализация ответственности
за состояние дорог
Существующая система управления автодорогами не соответствует стандартам ведущих управленческих практик.
В частности, сегодня в системе "Укравтодора" сосредоточены все функции по текущему содержанию автодорог: планирования, службы заказчика, выполнения и даже контроля. Получается, что подрядчик контролирует… сам себя!
Отсутствует долгосрочное планирование — деньги распределяются на ежегодной основе. Ни один проект, направленный на строительство дорог, не реализован по принципу государственно-частного партнерства. При этом в Европе по такому принципу строится более 30% дорог.
Мы предлагаем новую модель управления со следующими ключевыми позициями:
— Утверждение долгосрочной комплексной программы развития автомобильных дорог на 2013–2018 гг. с выделением четких приоритетов.
— Введение долгосрочных договоров на содержание дорог с предвидением четкого плана финансирования, программы работ и стандартов качества. На первом этапе могут быть реализованы пилотные проекты в регионах.
— Реорганизация АО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" путем создания региональных компаний, управляемых местной властью.
— Передача с финансированием 117 тыс. км дорог местного значения от "Укравтодора" в сферу ответственности областных администраций, закрепление ответственных за каждой дорогой в регионе, обеспечение публичности информации.
— Сосредоточение планирования у Министерства инфраструктуры, которое в диалоге с местными властями должно обеспечить эффективное управление дорожным хозяйством с учетом потребностей регионов.
— Введение контроля за качеством выполнения работ через Укртрансинспекцию.
— Переведение дорог государственного значения, которые являются составляющими транзитных коридоров, в первую категорию и организация обходов (объездных) населенных пунктов.
— По дорогам местного значения — закрепление ответственности регионов и создание долгосрочных планов по улучшению состояния дорожных сетей путем проведения капитальных и текущих ремонтов.
Эти меры позволят четко разделить функции между органами, устранить дублирование, разделить функции заказчика и исполнителя работ, эффективно планировать развитие дорожной сети, особенно на местном уровне. А также удовлетворить потребности регионов в качественных дорогах и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Кроме того, необходимо создать комплекс административных мер, которые будут способствовать сохранности дорожного покрытия. В частности, внедрить в Украине европейскую систему контроля над весовыми нормами и оплату за пользование дорогами для грузового транспорта с нагрузкой на ось 11,5 тонны. Эти средства пойдут на обслуживание и строительство дорог. Также необходимо ужесточить ответственность и увеличить штрафы за превышение весовых норм большегрузными автомобилями. При этом легковой автотранспорт и небольшие грузовики не должны платить ничего.
Создание прозрачной системы финансирования строительства и ремонта дорог
Сегодня на финансирование дорожного хозяйства выделяется 4,8 тыс. долл. на километр. Это катастрофически мало даже по сравнению с Беларусью (в 2,7 раза больше, чем в Украине) и Польшей (в 3,6 раза), не говоря уже о Франции и Германии, которые выделяют на километр дороги в 9–10 раз больше, чем мы.
Для того чтобы исправить ситуацию и улучшить качество дорог, требуется не менее 40 млрд грн ежегодно. В том числе около 26,5 млрд грн на дороги государственного значения, 3,5 млрд грн на дороги местного значения и около 10 млрд грн на коммунальные дороги.
В 2013 г. утвержденный бюджет на работы по строительству, реконструкции и содержанию дорог составил 16,9 млрд грн.
Раскрытие транзитного потенциала Украины
Наша страна обладает колоссальным транзитным потенциалом. Ключевые транзитные потоки совпадают с основными внутренними артериями и идут по четырем направлениям. Однако в Украине нет ни одного транспортного коридора, который на всей протяженности состоит из дорог первой категории.
Поток север-юг обеспечивает 46% транзитного товарооборота. На этом маршруте только около 50% дорог первой категории. Поток восток-запад — 24% транзита, доля дорог первой категории — около 25%.
Поток из Черноморского бассейна в Восточную Европу и Россию — 20% транзитного товарооборота. Доля дорог первой категории — около 3%.
И еще меньше доля дорог первой категории — около 2% на маршруте юго-запад — юго-восток, который обеспечивает 3% товарооборота.
Поэтому создание качественных дорог первой категории — один из краеугольных камней развития логистических возможностей страны. И в решении этого вопроса заложен большой инвестиционный потенциал.
Первоочередные шаги: 2013–2014
На основании принятой концепции мы утвердим долгосрочную программу развития автомобильных дорог. В ней на основании анализа и прогнозирования интенсивности транспортных потоков и загрузки магистралей будут выделены четкие приоритеты по развитию транспортных коридоров и дорог местного значения. К разработке детального плана развития дорог будут привлечены отечественные эксперты и мировые консалтинговые компании.
При принятии решения организационные изменения возможны уже в 2013 г., а начало реализации программы — в 2014-м (после принятия государственного бюджета на 2014 г.). Это обеспечит увеличение финансовых ресурсов для решения проблем отрасли и будет способствовать развитию транзитного потенциала Украины.
Описанное выше — это стратегия. Но очень многое будет сделано уже в 2013 г.
Что будет
сделано в 2013 г.?
В этом году мы добились финансирования около 600 объектов дорожной инфраструктуры. Это значит, будет построено, реконструировано и отремонтировано 1400 км дорог. Для проведения дорожных работ и строительства мостов в 2013 г. выделяется 4,4 млрд грн.
Будут продолжены работы на самом крупном инфраструктурном проекте Украины — строительстве автотранспортной магистрали с двумя мостами через реку Днепр в Запорожье. Будет построена часть эстакады, установлены опоры и металлоконструкции. Ожидаемое время сдачи первого пускового комплекса объекта — 2014 г.
Продолжится строительство объездных дорог вокруг семи городов Украины (Симферополь, Лубны, Днепропетровск, Рени, Знаменка, Донецк, Дунаевцы).
В этом году закончится реконструкция участка 13,7 км автодороги Донецк—Днепропетровск и начата реконструкция участка автодороги Донецк—Луганск. Будет проведен капитальный ремонт участка длиной 34 км автодороги Киев—Ковель—Ягодин и капитальный ремонт участка длиной 57 км дороги Киев—Харьков—Довжанский (между Полтавой и Лубнами). И это лишь ключевые проекты.
Сегодня мы находимся только в начале пути к системному решению проблем дорожного хозяйства в Украине. Но первые шаги уже сделаны. Теперь важно сохранить взятый темп, сделать акцент на структурных изменениях, внедрении новых технологий строительства и новых систем управления дорожным хозяйством. Главное, пожалуй, в том, что инфраструктурное развитие сегодня является одним из государственных приоритетов. Именно это позволит нам достичь намеченных целей и осуществить рывок в развитии инфраструктуры, который сегодня так необходим Украине.
Раньше я говорил, что инвестиции в Украину придут по хорошим дорогам. Сегодня я уверен, что инвестиции придут в Украину вместе с хорошими дорогами. Потенциал отрасли исчисляется миллиардами гривен, которые вольются в отечественную экономику. А это новые рабочие места, заработные платы, развитие смежных отраслей. От этого выиграет и инвестор, вкладывающий в востребованную инфраструктуру, и украинцы, которые должны получить качественные дороги.