Судьба днепропетровской объездной: достроить можно быстро, но нужно хотеть и уметь работать
Днепропетровск - единственный из крупных областных центров Украины, в котором до сих пор нет полноценной объездной дороги.
Днепропетровск - единственный из крупных областных центров Украины, в котором до сих пор нет полноценной объездной дороги.
Так сложилась историческая судьба: в советское время - суперсекретное ракетное производство, ЮЖМАШ, город даже на картах, которые могли попасть в руки иностранцам, не отмечали, потом - разруха «девяностых» - не до того было. Проект по ее строительству первым начал губернатор Александр Вилкул в 2010 году, и если бы новая власть захотела его завершить, то сейчас город жил бы с новой дорогой.
Через Днепропетровск проходит семь общенациональных трасс. Это означает, 30 тысяч единиц транзитного транспорта в сутки, в первую очередь, большегрузных фур, проходящих непосредственно через город, колоссальный ущерб экологии (по оценкам экспертов, до начала строительства объездной 50% вредных выборов в городской воздух давали именно выхлопные газы, а количество свинца в городской атмосфере превышало норму в 20 раз) и разбитые дороги, которые - латай не латай - все равно куда быстрее придут в негодность под колесами тяжелых грузовиков. Единственный выход для решения этой проблемы - строительство объездной.
Самый амбициозный
Проект по строительству объездной стал самым амбициозным для столицы Приднепровья за годы Независимости. Под руководством Вилкула он был начат в 2010 год, а уже 22 декабря 2011 года была сдана в эксплуатацию первая очередь дороги - 18 километров. И сразу - минус 7,5 тысяч единиц транспорта, ощутимое для жителей ближайших Ленинского и Жовтневого районов улучшение экологии. Вредные выбросы, по подсчетам экологов, уменьшились на 230 тонн ежегодно.
Автомагистраль включила в себя мост через реку Мокрая Сура, три путепровода и три двухуровневые развязки. Дорожное полотно было уложено в пять слоев с соблюдением всех современных требований и технологий, поэтому новая автодорога соответствует высоким стандартам качества и является автомагистралью европейского уровня. В строительстве было задействовано около 2 тысяч человек и около тысячи единиц техники.
Кроме того, к первой очереди, необходимо достроить еще две радиальные дороги: одну - в районе Шинного завода, а другую - в районе Южмаша, что значительно повысит удобство въезда в город.
Сразу же после сдачи первой очереди под руководством Вилкула начали строить и вторую - участок от автодороги Днепропетровск - Запорожье до Днепропетровска (5,8 км) и от границы Днепропетровска до ул. Мильмана (1,2 км). После сдачи ее в эксплуатацию с правого берега был бы полностью выведен ежедневный поток транзитного транспорта объемом свыше 10 тысяч единиц. Таким образом, Жовтневый район удалось полностью разгрузить от тяжелых машин.
В 2014 году реализация такого необходимого для города проекта была остановлена: несмотря на то, что по второй очереди объездной работы были завершены на 70%, причем, самая сложная и дорогостоящая их часть - земляные работы. Оставалось только положить асфальт. «Ни одной лопаты асфальта не кинули», - с горечью отмечал Вилкул.
Достроить за несколько месяцев
Если работы по достройке второй очереди объездной начать прямо сейчас, то запустить ее удалось бы уже через несколько месяцев, как рассказывает нам бывший руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства, экс-замглавы ДнепрОГА Алексей Бурик.
«Но для этого надо не бояться работать, как Вилкул, и хотеть сделать хорошее, нужное дело для региона», - подчеркнул Бурик.
Также под руководством Александра Вилкула было начато строительство еще одного из важнейших, масштабных для города Днепропетровска и области объектов – правобережных съездов с Кайдакского моста (участок дороги от улицы Кайдакский путь к Криворожскому шоссе). Строительные работы были выполнены на 30%, была приобретена земля, заключены договора, началась установка свай. Благодаря строительству этого объекта был бы выведен из центральной части города транзитный грузовой автотранспорт.
Проект действительно глобальный - предусматривает переустройство внешних инженерных сетей, устройство железобетонных опор под путепровод через заводские подъездные пути, монтаж пролетных железобетонных балок, изготовление и монтаж сложных вспомогательных систем и металлического пролетного сооружения, устройство земляного полотна основной дороги и т.д.
Нужно хотеть и уметь работать
Проект, начатый Вилкулом, как можно скорее нужно запускать - если достроить все очереди Южного обхода, то по подсчетам экспертов, поток транспорта через город снизился бы на 50%, ровно на столько же сократились бы вредные выбросы в атмосферу, а изнашиваемость дорог упала бы и вовсе почти на... 80%, потому что «убивают» их прежде всего фуры.
Впрочем, для этого нужно - как отмечал в свое время, открывая первую линию объездной Александр Вилкул, - нужно хотеть и уметь работать. Тогда будет и развитие города, и новые амбициозные проекты.