Александр Вилкул: «Прагматизм в отношениях Украины и России только усилит нашу дружбу»

Вице-премьер-министр ответил на вопросы читателей "Комсомолки".

Вице-премьер-министр ответил на вопросы читателей "Комсомолки".

Вице-премьер Александр Вилкул в правительстве Николая Азарова курирует самые проблемные направления - жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, дороги, инфраструктуру, региональное развитие. А также возглавляет госкомиссию по чрезвычайным ситуациям.

Во время прямой линии в "КП" вице-премьер рассказал, как украинцы могут купить доступное жилье, повысятся ли тарифы на коммунальные услуги и когда в Украине снизятся цены на авиаперелеты.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СУРОВОЙ ЗИМЕ ПРОВОДЯТСЯ СПЕЦУЧЕНИЯ

- Готово ли правительство к чрезвычайным ситуациям в зимний период?

- Люди должны получать своевременную помощь и информацию. Для этого все службы должны действовать на опережение и скоординированно. Мы видим, что климат меняется - это показала прошлая зима. Ожидается, что и предстоящая зима тоже будет непростой. По результатам предыдущего сезона были сделаны выводы, некоторые чиновники лишились должностей.

Мы обновляем и совершенствуем систему оперативного реагирования всех служб. По распределению обязанностей ответственность лежит на региональных руководителях, при этом правительство всегда оказывает поддержку регионам. Уже приведена в полную готовность межведомственная группа в составе более 40 тысяч человек: это служба по чрезвычайным ситуациям, дорожные службы, армия, внутренние войска. Подготовлена специальная техника, закуплен посыпочный материал. На днях в Киеве было проведено самое масштабное учение по координации всех служб за период независимости Украины. Подобные учения проходят и в регионах страны.

"КОММУНАЛКА" НЕ ПОДОРОЖАЕТ. ПОКА

- Помогает ли государство украинцам в приобретении жилья? Какие госпрограммы на сегодня реально работают?

- Несмотря на непростую экономическую ситуацию в строительстве, за первое полугодие уже построено 2,8 млн кв. метров нового жилья. Это на 250 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. В условиях экономической рецессии - это очень неплохой результат.

Квартиру по программам "Доступного жилья" можно получить, выбрав наиболее оптимальные для себя условия. Есть программа 70х30 - когда 70% платит человек, 30% компенсирует государство. Пользуется популярностью программа молодежного кредитования - это кредитование на 30 лет, когда часть долга списывается с рождением каждого ребенка.

Приведу статистику. За последние 3 года около 14 тысяч украинских семей приобрели квартиры при поддержке государства. Только за девять месяцев 2013-го владельцами квартир стали 3683 человека. Думаю, до конца года еще полторы тысячи человек получат долгожданное жилье.

- Заложено ли в проект госбюджета на 2014 год повышение тарифов на коммунальные услуги?

- В Украине этот вопрос затрагивает жизни миллионов наших граждан. Поэтому защита интересов людей для нас самое главное. Несмотря на требование различных международных финансовых структур, тарифы на коммунальные услуги правительство в ближайшее время повышать не будет. Естественно, мы понимаем, что существующие тарифы перекрывают себестоимость только 60%. Оставшиеся 40% компенсирует государство. В прошлом году такая компенсация составляла 14,5 миллиарда гривен. И эти деньги были даны, чтобы тарифы не повышались.

Для строительства дорог будут привлекаться частные инвесторы

- Почему европейские лоу-косты, такие как Райанэйр, до сих пор не зашли в Украину?

- Правительство уделяет особое внимание привлечению лоу-костов - авиакомпаний, которые обеспечивают недорогие перелеты. Только в этом году добавились два новых. На сегодня в стране их уже 9. Около трети перевозок осуществляется именно лоу-костами.

Сейчас на финишную прямую вышли переговоры с США и ЕС по программе "Открытое небо" - это позволит украинским и европейским компаниям летать без каких-либо ограничений. Мой прогноз - через полтора года эта программа заработает. И самым главным результатом будет снижение стоимости авиабилетов.

- Когда в стране появятся платные дороги и станут ли они более качественными?

- Дороги у нас плохие. Необходимо понимать причины и находить системные решения.

На сегодня можно назвать как минимум две проблемы украинских дорог. Первая - почти 90% дорожного полотна построено в довоенный период или в 60-70-х годах, и оно рассчитано на другую нагрузку. Если раньше нагрузка на ось была 6,5 тонны, то сейчас - 11,5 тонны, при этом и количество автомобилей увеличилось в 10 раз. Вторая проблема - хроническое недофинансирование отрасли.

Одно из решений - привлечение для строительства дорог частных инвесторов, как это делается в Европе. К примеру, в Европе за последние 50 лет около 30% процентов дорог построено именно по принципу государственно-частного партнерства. И в России уже построено около 800 км таких дорог. У нас пока - ноль.

Поэтому правительство уже определило 6 пилотных проектов, на которые будут объявлены конкурсы в первом квартале следующего года. Один из них - это городская кольцевая дорога вокруг Киева. По данному проекту правительству удалось уже подписать меморандум о совместной работе с IFC - структурой Мирового банка, которая будет презентовать проект мировым инвесторам. Также среди проектов строительство таких дорог: Краковец - Львов - Броды - Ровно, Щербаковка - Харьков - Новомосковск, Ульяновка - Николаев - Херсон - Красноперекопск - Симферополь, Одесса - Рени, Запорожье - Мелитополь - Джанкой - Симферополь. Предполагаю, что строительство первой платной дороги начнется в конце 2015 - начале 2016 года.

Но акцентирую внимание на том, что в соответствии с законом рядом с платной будет находиться и бесплатная дорога. Так что водитель сможет выбирать сам, по какой ехать.

У НАС ЕСТЬ ХОРОШИЕ ШАНСЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ-2022

- Украина намерена подать заявку на проведение зимней Олимпиады в 2022 году. Есть предварительные подсчеты, во сколько обойдется эта амбициозная идея? Как вы лично оцениваете шансы Украины на проведение Олимпиады?

- Проведение Олимпиады - уникальный шанс развить туристические, рекреационные возможности как по зимнему, так и по летнему туризму и Карпатского региона, и самого города Львова. Это праздник мирового уровня, который стимулирует развитие спорта и здоровый образ жизни. А новые рабочие места для ее подготовки и последующего обслуживания объектов - это возможность для украинцев, которые работают за рубежом, вернуться на Родину.

Конечно, соперники у нас серьезные: Мюнхен, Осло, Барселона тоже сказали, что хотели бы участвовать в подаче заявок. Сейчас мы работаем над подготовкой заявки. Привлекаем к сотрудничеству международные компании, которые готовили заявки и для Пекина, и для Сочи. Я считаю, что шансы у нас есть в любом случае. И мы будем за них бороться.

В ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ДОЛЖНЫ ЛЕЖАТЬ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ

- Накануне саммита в Вильнюсе, после которого между Украиной и Европой может заработать зона свободной торговли, расскажите об основных преимуществах ЗСТ для Украины. К примеру, станут ли машины и техника дешевле?

- В рамках Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС товары европейских производителей получат доступ на 46-миллионный рынок Украины. В то же время отечественные товары выйдут на европейский рынок с 500-миллионным населением. Страна станет более привлекательной для инвесторов, на территории Украины могут быть построены новые предприятия, которые будут работать не только на локальный, но и на весь европейский рынок. В результате мы получаем рабочие места, новые технологии и экономический рост. Касательно ценообразования, с учетом того, что Европа убирает таможенные пошлины и барьеры, многие товары станут дешевле. Снижению цен будет способствовать и рост конкуренции продукции.

Моя позиция заключается в том, что политику и эмоции необходимо оставлять за рамками нашей практической экономической деятельности. Наши отношения с Россией, которая, как и Евросоюз, является одним из наших стратегических партнеров, всегда были, есть и будут хорошими. Определенные эпизоды взаимоотношений пройдут, но останется то, что создавали наши деды и прадеды. Прагматизм в отношениях Украины и России только усилит нашу дружбу. Для этого нужно перейти на язык конкретных проектов и программ развития.

- Вы планируете расширять политическую карьеру? Насколько высоки ваши амбиции? В президенты пойдете?

- Считаю себя членом команды президента и планирую работать там, где решит команда, где решит глава государства.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Александр Вилкул, 39 лет. Родился в г. Кривой Рог, Днепропетровская область.

Окончил Криворожский технический университет по специальности "Открытые горные работы". С начала 1990-х работал в промышленности. 2002-2003 гг. - заместитель председателя правления Южного горно-обогатительного комбината. 2003-2004 гг. - гендиректор Центрального горно-обогатительного комбината (ЦГОК). 2004-2006 гг. - генеральный директор ЦГОКа и Северного горно-обогатительного комбината (СевГОК). С 2006 года - народный депутат Украины V и VI созывов от Партии регионов. С 2010 года губернатор Днепропетровской области. С 2012 года - вице-премьер-министр Украины.

Женат, воспитывает дочь.